Родился в 1913 году в деревне Болонье Новгородской области. Учился и работал в Ленинграде. После смерти отца с 17 лет обеспечивал семью: мать и четырех сестер. В 1936 году из Ленинграда был командирован в Комсомольск-на-Амуре на новый судостроительный завод.
В годы войны Амурский судостроительный завод был единственным предприятием страны, занятым новым крупным судостроением. При этом он был оторван от главной базы материально-технического обеспечения и проектных организаций. Руководству, инженерно-техническому персоналу и рабочим завода приходилось, в основном, рассчитывать на свои силы, умение и инициативу. Работали круглые сутки, в две смены по 11 часов. Все это помогло коллективу завода в военное полугодие 1941 года сдать Военно-морскому флоту четыре эсминца проекта 7. По тем временам это были современные корабли. Всего в 1941-1945 годах со стапелей Амурского судостроительного завода сошли два крейсера, пять эскадренных миноносцев, один сторожевой корабль, а также капитально отремонтировано 17 подводных кораблей Тихоокеанского флота. Кроме того, постоянно перевыполнялись планы по выпуску боеприпасов. За работу в годы Великой Отечественной войны коллектив предприятия был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
Яков Васильевич Тяпин награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В 1946 году вернулся в Ленинград и возобновил профессиональные занятия спортом.
В 1948 и 1949 годах стал серебряным призером Советского Союза по гребле на байдарках. В 1949 году получил звание мастера спорта по гребле на байдарках и каноэ. Выступал за ДСО «Искра», «Авангард» и «Большевик». С 1951 года занимался тренерской работой. Заслуженный тренер РСФСР, судья всесоюзной категории. Среди его учеников — известные советские спортсмены: А. Трошенков, А. Маркова, И. Кузнецов, Л. Макушина, П. Николаева и Г. Васильев.
Умер в 1989 году. У Тяпина Якова Васильевича двое детей, трое внуков и шесть правнуков, которые любят его и хранят память о нем.
В годы войны Амурский судостроительный завод был единственным предприятием страны, занятым новым крупным судостроением. При этом он был оторван от главной базы материально-технического обеспечения и проектных организаций. Руководству, инженерно-техническому персоналу и рабочим завода приходилось, в основном, рассчитывать на свои силы, умение и инициативу. Работали круглые сутки, в две смены по 11 часов. Все это помогло коллективу завода в военное полугодие 1941 года сдать Военно-морскому флоту четыре эсминца проекта 7. По тем временам это были современные корабли. Всего в 1941-1945 годах со стапелей Амурского судостроительного завода сошли два крейсера, пять эскадренных миноносцев, один сторожевой корабль, а также капитально отремонтировано 17 подводных кораблей Тихоокеанского флота. Кроме того, постоянно перевыполнялись планы по выпуску боеприпасов. За работу в годы Великой Отечественной войны коллектив предприятия был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
Яков Васильевич Тяпин награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В 1946 году вернулся в Ленинград и возобновил профессиональные занятия спортом.
В 1948 и 1949 годах стал серебряным призером Советского Союза по гребле на байдарках. В 1949 году получил звание мастера спорта по гребле на байдарках и каноэ. Выступал за ДСО «Искра», «Авангард» и «Большевик». С 1951 года занимался тренерской работой. Заслуженный тренер РСФСР, судья всесоюзной категории. Среди его учеников — известные советские спортсмены: А. Трошенков, А. Маркова, И. Кузнецов, Л. Макушина, П. Николаева и Г. Васильев.
Умер в 1989 году. У Тяпина Якова Васильевича двое детей, трое внуков и шесть правнуков, которые любят его и хранят память о нем.